1. Что значит быть дверью
2. Я знаю, как тебя открыть...
3. Двери с широкой... душой
4. О внутреннем мире дверей
5. Игра с цветом
5.1. В светлых тонах
5.2. Благородные темные оттенки
5.3. Нейтральные цвета
5.4. Яркие двери
5.5. Двери в цвет напольного покрытия
6. Каждому стилю своя дверь
Мы склонны совершенно не замечать того, чем пользуемся каждый день в своем быту. Пожалуй, никому не приходило в голову подсчитать сколько раз в неделю или месяц мы выходим и заходим в разные двери, торопясь по делам. Двери окружают нас повсюду. В мире символов - они олицетворяют переход из одного пространства в другое, начало нового этапа в жизни. К своему классическому значению, в котором они являются лишь элементом быта человека, двери прибавляют эстетическую наполняющую. Быть единственным акцентом в интерьере, самостоятельной яркой деталью и даже произведением искусства - в разнообразии современного мира возможно все.
1. Что значит быть дверью
Представьте себе, что мы живем не в мире людей, а в мире дверей. У каждой двери есть свой характер, призвание, цвет и внутреннее устройство. Все они разные и нет ни одной повторяющейся. У них разный срок жизни и болеют они в точности, как люди - скрипят в старости. Они приходят в мир человека, чтобы украсить детскую комнату, подчеркнуть достоинства прихожей и успокоить яркий характер гостиной.
Существуют среди них особо высокие - такие визуально делают потолки выше. Но для этих дверей необходимо увеличивать высоту проема. Стандартная межкомнатная распашная дверь имеет ширину от 70 до 90 см, а высоту около 2 м. Для нее найдется место в любом доме. Они могут быть тяжелыми и дорогими, рожденными из самого дерева. В таких дверях живут годовые кольца стволов, как продолжение еще одно жизни. Другие же имеют основанием МДФ, вполне демократичны, легки и невесомы, одеты в текстурный изысканный шпон. Кстати, межкомнатные двери были изобретены древними римлянами, так что их смело можно назвать итальянками. Две тысячи лет назад они выполняли ту же функцию, что и наши современницы - отделяли одно пространство от другого, научили комнаты жить своей жизнью.
2. Я знаю, как тебя открыть...
К каждой двери нужен свой подход. В том смысле, что открываются они по-разному.
- Двери распашные - самые авторитетные и старейшие. Почти в каждом российском доме таких дверей несколько. Под них придумали всяческие ГОСТы и стандартные размеры дверного проема. Они удобны в ежедневном использовании и распахиваются простым нажатием ручки. Дверное полотно плотно прилегает к коробке, обеспечивая тишину и покой. Декорируют их самыми разными материалами, вставками и фрезеровками. Да и в установке такую дверь можно назвать самой “послушной” и простой.
- Двери раздвижные - созданы для экономии небольшого пространства. Такие двери скромно скользят по встроенным рельсам, расположенным либо внизу, либо вверху полотна, не задевая проходящих мимо людей. Они как будто входят в пространство прилегающей стены. По легенде Наполеон Бонапарт, увидев беспорядочно разбросанные вещи французских офицеров, приказал спрятать их за раздвижные ширмы. Так родился первый шкаф-купе. К слову, многие народы мира задолго до великого француза использовали раздвижные устройства для экономии места в помещении. Например, японцы отделяли свои маленькие кладовки-шкафы именно такими дверями. Да, японцы знают об эргономике пространства больше, чем любой европеец.
- Складные двери. Часто используются в офисных помещениях, но при желании и наличии места, можно оборудовать ими и частный дом. Выглядят эффектно и необычно, складываясь наподобие гармошки, тонкие створки двери как будто приглашают войти в помещение.
3. Двери с широкой... душой
Одна дверная створка - хорошо, а две - еще лучше. Простые одиночные полотна не могут подарить ощущения широты и воздушности пространства.
- Полуторастворчатые двери. Они немного шире, чем конструкции с одним полотном. Состоят из двух неравноценных частей. Одна обыкновенная и привычно функционирует нажатием дверной ручки. Вторая часть узкая и, чаще всего, фиксируемая в закрытом положении. Такая конструкция - замечательный вариант для сложного широкого проема, когда одной двери мало, а две полноценные створки поместиться в него не могут.
- Двустворчатые. По коридору шествует Ее Величество, и лакеи распахивают перед ней высокие узорчатые створки дорогих дверей. Действительно такие двери в век роскоши и великолепия могли себе позволить только богатые люди. Но и в век минимализма двустворчатые не потеряли статус и красоту. Одно условие - таким дверям нравятся очень широкие нестандартные проемы.
- Трехстворчатые. Могут быть как раздвижными, так и распашными, состоящими из одного полноценного полотна и двух узких фиксируемых, либо двух полноценных и одного фиксируемого. В общем, если дверной проем позволяет, творчеству и фантазии место тоже найдется.
4. О внутреннем мире дверей
- Филенчатые. Согласно термину “филенка” - это деревянная панель, обрамленная рамкой. В основе прочный материал - древесина или МДФ. Декоративные вставки на таких дверях выполнены из стекла, фанеры, пластика. Для изготовления филенчатых полотен используют древесину дуба, граба, бука. Качественные модели собирают с помощью специальных шипов, без клея. С помощью многообразных вставок рождаются двери совершенно разных стилей и эпох.
- Щитовые. Состоят из каркаса, наполнителя и накладок. Каркасом служат деревянные брусья, соединенные между собой и укрепленные ребрами жесткости. Между ребрами укладывают наполнитель, в качестве которого используют пенопласт, пенополистирол, обрезную доску или минеральную вату. Сверху дверь закрывают сплошными накладками из шпона.
- Стеклянные двери. Пропускают много света и в этом их главное достоинство. Стекло может быть прозрачным, матовым, цветным, однотонным и с узорами. Дверные стекла безопасны и не рассыпаются при ударе на мелкие кусочки. Поверхность может треснуть или деформироваться, но осколков не будет, благодаря использованию технологии каленого стекла.
- Двери невидимки. Нет, это совсем не Зазеркалье. И кролик из шляпы не появится. Мода на подобные фокусы возникла совсем недавно. А все благодаря чудесному иллюзионному эффекту таких дверей. Инвизибл - это скрытые петли и скрытый короб, позволяющие полотну буквально слиться с прилегающей стеной. Если разработкой проекта занимался дизайнер, и цвет, фактура, освещение подобраны правильно, дверь становится "волшебной" - она практически не выделяется в пространстве комнаты. Такое волшебство вполне оправдано - пространство расширяется, появляется ощущение уюта и камерности интерьера.
5. Игра с цветом
Межкомнатных полотен в помещении всегда несколько. Совсем необязательно, чтобы они были выполнены из одного материала и походили друг на друга, как родные сестры. Но сочетаемость - одно из условий гармоничного интерьера. Поэтому двери должны дружить между собой. Возможно, их будет объединять один оттенок, схожий декор, единая стилистика или какой-то повторяющийся элемент на разных полотнах. Если же все двери выходят в один коридор, рекомендуется делать их либо одинаковыми, либо максимально сочетаемыми.
5.1. В светлых тонах
Нежные молочные, ослепительно белоснежные изысканные, цвета слоновой кости - такие двери облагородят интерьер, добавят воздушности, легкости и визуально расширят комнаты. Доверяйте светлым оттенкам, если окна помещения выходят на теневую сторону, если хочется больше света и открытых пространств.
5.2. Благородные темные оттенки
Черный и серый цвета, гармонично сочетаемые в интерьере, добавят комнатам выразительности и респектабельности. В зависимости от отделки стен и напольного покрытия, это могут быть как камерные уютные решения, так и строгие без излишеств композиции. В помещениях с темными дверями чаще всего используют дополнительные детали, выполненные в тех же цветах. Чтобы пространство не казалось темным и сумрачным, желательно создать многоточечное освещение.
5.3. Нейтральные цвета
Оттенки бежевого и коричневого используют для оформления помещений чаще всего. Поэтому двери в подобных тонах являются привычным дополнением к сложившемуся образу. Нейтральные универсальные оттенки действуют успокаивающе и напоминают нам о природных пейзажах. Они отлично гармонируют с растительными и цветочными орнаментами на обоях, а также деревянными напольными покрытиями.
5.4. Яркие двери
Полотна-изюминки бросают вызов скучному представлению о дверях. Чаще всего кричащие сочные оттенки являются единственными акцентами во всей композиции. Сочетать их с другими насыщенными деталями довольно сложно - трудно будет попасть в один и тот же тон. В таких помещениях дверь без сомнения становится настоящей королевой бала - все взгляды только на нее.
5.5. Двери в цвет напольного покрытия
Чаще всего цвет дверей выбирают отталкиваясь от цвета пола. Поэтому, если напольное покрытие имеет теплый оттенок - песочный, бежевый, желтый, оранжевый, в такой же теплой гамме должна быть выполнена межкомнатная дверь. И наоборот - холодные оттенки, такие как серый, голубой и некоторые варианты белого предполагают двери в этом же спектре. Это правило является одним из основных в гармоничном интерьере. Выбирая дверь желательно иметь при себе маленький кусочек напольного оттенка. Достаточно будет просто приложить его к полотну, чтобы понять станут ли они хорошей парой.
- Беспроигрышным вариантом станет композиция тон в тон. Светлые двери и светлое напольное покрытие, и такое же согласие в темных оттенках. В первом случае не переусердствуйте с однотонными светлыми тонами, желательно разбавлять их яркими акцентами, живой зеленью цветов, интересными аксессуарами. Иначе комната будет выглядеть скучно и блекло. В случае с темными цветами, такое сочетание удачнее всего будет выглядеть в больших просторных комнатах. Благородство насыщенных оттенков легко может превратиться в сумрак и тесноту в маленьких пространствах.
- Привычное понятие “темный низ - светлый верх” уместно и для жилых комнат. Особенно хорош плавный переход от темного к светлому - он приятен и понятен глазу, и является классическим распространенным вариантом цветового сочетания. Но и контрастное звучание тоже будет уместно.
- Двери и пол могут быть одного цвета, но в разных тонах. К примеру, темно-серый пол и светло-серая дверь.
6. Каждому стилю своя дверь
Если вдуматься любой интерьерный стиль - это историческая эпоха или их особенное смешение в рамках небольшого пространства. Здесь дверь становится своеобразной машиной времени, способной путешествовать во времени, уносить нас в прошлое или будущее. Нередко именно двери являются точкой отсчета - ярким акцентом, способным подчеркнуть, усилить впечатление от общей картины, созданной дизайнером.
- Классика
История начинается с актуальной классики. Классика начинается с красивых дверей. Тот самый стиль, к которому, кажется, применимы будут множество полотен. И это великое заблуждение. Все, что не поддается классификации, по ошибке часто определяют к классике. А у нее есть определенный набор признаков. Во-первых, такие двери чаще бывают светлыми, нежели темными; во-вторых, они лаконичны, но не настолько, чтобы отсутствовал декор; в-третьих, в таких полотнах всегда присутствует симметрия, правильная геометрия, спокойность линий и форм. Эти двери без спешки входят в помещение, не отвлекают на себя взгляд, являются достойной частью общего убранства. Предпочитают бронзовую, золотую изящную фурнитуру и выдержанные в строгости фрезеровки. Двери в классическом стиле можно сравнить с настоящими благовоспитанными английскими леди.
- Модерн
Классика требует своего антипода. Модерн - это выплеск фантазии и бурного темперамента. Его кредо - витиеватость, причем чем больше, тем лучше. Никакой простоты в привычном понимании. Многообразие декора - вставки из различного стекла, мозаики, витражи, решетки. Сочетаемость контрастов - дерева и металла. Он возник на рубеже 19-ого и 20-ого веков и, став чем-то фееричным, в одно мгновение наполнил собой Европу. Его горячность выражалась в смешении всего и вся - средневековой готики, народного фольклора с чудесами инженерной техники, машинами и металлическими конструкциями. Он быстро выдохся, не сумев пережить Первую мировую, но оставил в наследие камерные эклектичные интерьеры, и конечно, двери, как напоминание о ненасытности человеческой фантазии.
- Хай-тек
Перенесемся в век настоящий. Несмотря на то, что появился хай-тек в 80-ых годах 20 века, сегодня он является одним из самых современных и развивающихся стилей. Философия его такова, что все элементы в ней служат идее практичности, в том числе и двери. Они могут быть металлическими или стеклянными, используется также дерево. Хай-тек не подразумевает декора ни в одной из своих деталей в привычном для нас понимании. Его безэмоциональность замешана на идеях и принципах красоты технической, поэтому дверные полотна всегда монолитны и выполнены в одном оттенке. Нет здесь и восторженности цвета. Традиционная гамма - черный, серый, белый, натуральный древесный, металлический с незначительными мазками других красок.
- Барокко
Двери этого стиля, не перепутаешь ни с какими другими. Барокко исполнен торжества, величия и драмы. Все в нем пышет великолепием и роскошью. В современных квартирах вряд ли удастся полноценно воссоздать обстановку классического 17 века - для этого просто не хватит пространства. Да и есть в этом стиле что-то музейное, грандиозное, канувшее в историю, на что можно бесконечно любоваться и заимствовать лишь частично. Современные двери в барокко, как и их предшественницы, обрамлены позолотой. Обычно это полотна из цельного массива обильно декорированные узорами и орнаментами. Из особенностей - наличие карнизов и капителей, массивной подчеркнуто изящной и дорогой фурнитуры. Возможны вставки из матового стекла с нанесенными узорами.
- Скандинавский стиль. Они не любят выделяться. Это можно сказать, как о самих скандинавах, так и об их дверях. Есть правда небольшое исключение - абсолютно выдержанные спокойные северные интерьеры пестрят сочными входными дверями. Да, такая шалость им позволительна. А вот межкомнатная дверь должна практически сливаться с цветом стен, а значит быть либо белой, либо исполненной в холодной цветовой гамме. Максимум, что позволительно для таких скромных дверей - лаконичные фрезеровки геометрически правильных форм.